ХРОНОГРАФ-2025
На Олимпиаде-1952 в Хельсинки, где дебютировали советские спортсмены, в соревнованиях по борьбе они завоевали шесть золотых медалей. Первым на высшую ступеньку олимпийского пьедестала поднялся Давид Цимакуридзе, победивший в весовой категории до 79 кг среди «вольников».
Продолжатель семейной династии
Стать борцом ему было предопределено самой судьбой. До войны в цирках после двух отделений начиналось третье. Зачастую именно на него и собиралась публика. Ведущий с интонациями нынешних ринганонсеров на турнирах по профессиональному боксу и ММА объявлял начало состязаний по французской борьбе. Их участники выходили на разложенный на цирковой арене ковер под звучными псевдонимами. Не только в Грузии, но и во всем СССР хорошо знали Мичико Мачабели.
Такое имя взял себе профессиональный борец из грузинского портового города Поти Михаил Цимакуридзе. Когда в марте 1925 года у него родился сын, сомнений в его борцовской карьере у счастливого отца не было. Он назвал продолжателя рода библейским именем Давид. Правда, в советские времена во всех биографиях первого олимпийского чемпиона по борьбе утверждалось, что это имя героя грузинского эпоса.
Мальчик был такой хорошенький, что женская часть семьи Цимакуридзе любовно называла его Амурчиком. Прозвище настолько приклеилось к Давиду, что даже в сборной СССР его величали Амуром. Убеждать сына заняться борьбой Михаилу Цимакуридзе не пришлось. В Грузии она была очень популярна.
Из цирковой «французской» борьбы выросла спортивная, которую раньше называли классической, а сейчас именуют греко-римской. А вот вольная борьба, в которой разрешены приемы ногами, в СССР начала культивироваться только в 1945-м, когда был опубликован приказ Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. Называлась она тогда вольно-американской, как и хоккей с шайбой - канадским.
Мастер на все руки
Первый чемпионат СССР по вольно-американской борьбе состоялся в Ленинграде в октябре 1945 года. Проходил он в спортивном зале при бассейне на ул. Правды и воспринимался как экзотика. Если в канадский хоккей пришли футболисты, которые зимой выходили на большое поле играть в хоккей с мячом, то в вольно-американскую борьбу брали всех: «классиков», самбистов, мастеров национальных единоборств. И всё равно в первом чемпионате СССР было всего 55 участников.
Среди средневесов равных Цимакуридзе не было. Самбисты проигрывали из-за неумения бороться в партере и отсутствия должной физической подготовки, а представители национальных единоборств вообще оказались лишними на празднике борцовской жизни. Достойное сопротивление будущему триумфатору Хельсинки оказали только мастер грузинской борьбы чидаоба Шота Эсебуа и победитель довоенных чемпионатов СССР по самбо Иван Пономаренко.
Многократный чемпион Грузинской ССР по классической борьбе Цимакуридзе быстро освоился в вольно-американской. Некоторое время даже продолжал совмещать эти две дисциплины и дважды становился серебряным призером чемпионатов СССР по классической борьбе. В вольной же борьбе поднимался на высшую ступеньку пьедестала почета семь раз. Да что там борьба! Обладавший недюжинной силой Цимакуридзе участвовал даже во всесоюзных соревнованиях по тяжелой атлетике.
Доходило до курьезов. На первенстве ВЦСПС 1947 года, проходившем в Ленинграде, ему пришлось затыкать брешь в команде тяжелоатлетов сборной Грузинской ССР. Хотя основную ставку Давид делал, естественно на борьбу. Боролись тогда не спеша, на схватку отводилось 20 минут. И вот однажды во время поединка с участием Давида он услышал объявление диктора: «На помост к штанге вызывается Цимакуридзе из команды Грузии!» Медлить было нельзя. Давид быстренько положил на лопатки соперника и, едва дождавшись результата, помчался на помост, где проходили тяжелоатлетические соревнования.
Виноградная Лоза с олимпийским золотом
Когда было принято решение об участии сборной СССР на Олимпиаде в Хельсинки, спортивных руководителей командировали на международные соревнования, чтобы они могли изучить потенциальных соперников. А вот самих спортсменов старательно ограждали от таких встреч. Для борцов устраивали спарринги с соперниками, которых они побеждали без проблем. Никто из советских спортсменов не знал истинной силы зарубежных борцов, как и соперники оставались в неведении относительно истинной силы наших атлетов.
Заключительный этап подготовки сборных СССР по вольной и классической борьбе проходил в Выборге. Жили спортсмены в спартанской обстановке. Цимакуридзе вспоминал, что рядом находилось здание пожарной каланчи, и в качестве тренировки он каждый день на одних руках поднимался на самую верхотуру. Такая подготовка помогла успешно выступить в Хельсинки.
Первым соперником советского борца стал швед Бенгт Линблад, потенциал которого представлял загадку как для самого Давида, так и для тренеров советской сборной. Швед выбрал оборонительную тактику. При малейших попытках советского борца провести прием ускользал за ковер. Все были уверены, что победу присудят Цимакуридзе, и каково же было удивление, когда судья поднял руку его соперника!
Реакция Давида на обидное и несправедливое поражение была подобающей настоящему богатырю. «Значит, следующих будем класть на лопатки!» - заявил он тренерам. И слово свое сдержал, одержав чистые победы над американцем Даном Ходжем, не скрывавшим притязаний на олимпийское золото, и египтянином Хусейном Мохаммедом.
По тогдашним правилам, в финальную часть турнира вышли три борца с наименьшим количеством штрафных баллов. В решающих поединках класть соперников на лопатки уже не было необходимости. Без видимых трудностей Цимакуридзе победил чемпиона мира венгра Дьордя Гурича и серебряного призера ЧМ-1951 Тахти Голям-Ризу, который также не скрывал, что приехал в Хельсинки за олимпийским золотом.
В США, где вольная борьбы была очень популярна, советскому чемпиону присвоили поэтическое прозвище Виноградная Лоза Грузии. Стилю Давида оно соответствовало. Да и другими сведениями о богатствах Грузии за океаном, видимо, не располагали.
Последний приют рядом с Грибоедовым
Первый советский олимпийский чемпион одинаково хорошо применял приемы из вольной и классической борьбы. В стойке он был искусным исполнителем бросков через грудь с обвивом или зацепом, а также бросков через спину с обхватами. В партере - непревзойденным мастером переворотов ключом с воздействием ног. Его технический арсенал позволял проводить схватки в высокой стойке.
Цимакуридзе открыл победную серию советских борцов на Олимпиаде-1952. Вслед за ним на высшую ступеньку пьедестала почета в зале «Мессухалли» рядом с Олимпийским стадионом (он и сегодня является достопримечательностью Хельсинки) поднялись «вольник» Арсен Мекокишвили и «классики» Борис Гуревич, Яков Пункин, Шазам Сафин и Йоханес Коткас. В советской сборной были представлены мастера борьбы из многих союзных республик.
Цимакуридзе завершил борцовскую карьеру в 1954-м. В своей последней схватке он победил японского борца на ковре, установленном на арене цирка в Тбилиси. После этого Давид Михайлович вошел в тренерский штаб сборной СССР, готовил наших «вольников» к Олимпиаде-1956. Из Мельбурна он еще успевал передавать репортажи и фото для грузинской спортивной газеты «Лело». За подготовку участников советской сборной Цимакуридзе было присвоено звание заслуженного тренера СССР. А еще он стал почетным гражданином Тбилиси и Хасавюрта, причем в Дагестане ему оказали почести раньше, чем в родной Грузии.
Первый советский олимпийский чемпион по борьбе ушел из жизни уже в XXI веке - в мае 2006 года. Цимакуридзе похоронен в Тбилиси на самом престижном погосте - Пантеоне на горе Мтацминда, где упокоены известные общественные деятели, писатели и художники Грузии, а также классик российской литературы Александр Грибоедов.
С «Динамо» в сердце и душе
80 лет со дня рождения двукратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике
Рано оставшемуся без отца Михаилу Воронину пришлось познать все тяготы послевоенной жизни. Поднимала сына мама, работавшая уборщицей. Денег подчас не хватало даже на продукты. Спорт в ту пору казался просто временной детской забавой.
Путь, предопределенный свыше
Повезло Михаилу с местом жительства. Комната была в коммуналке, но зато рядом со стадионом «Динамо». Там и проводил все свободное время парнишка. Первая попытка записаться в секцию гимнастики на динамовском стадионе потерпела неудачу - Воронина не взяли из-за тщедушного телосложения. Пришлось проситься в хоккейную команду.
Только так уж было предопределено, что будущий олимпийский чемпион станет гимнастом. Учитель физкультуры Константин Садиков вел в школе гимнастический кружок, куда брал всех желающих. К тому же за время занятий хоккеем Михаил подкачал мышцы. Получив первые настоящие уроки гимнастики в школьном кружке, он снова пришел в школу «Юный динамовец». С этого момента его карьера на всю жизнь была связана с ДСО «Динамо».
В 19 лет Воронин дебютировал на чемпионате СССР и неожиданно для многих стал бронзовым призером. В следующем году в остром соперничестве с Сергеем Диомидовым завоевал серебро. Тренеры сборной СССР пригласили московского динамовца в команду, которая отправилась на ЧМ-1966 в Дортмунд. Зрители и специалисты были поражены выступлением молодого советского гимнаста. Особенно на его коронном снаряде - кольцах, где Михаил первым исполнил переворот в стойку на руках и большим оборотом назад с прямыми руками. И сегодня этот элемент относится к категории «ультра-си».
В Дортмунде Воронин создал хороший задел перед заключительным видом программы - вольными упражнениями. Ему достаточно было получить 8,6 баллов по 10-балльной системе, чтобы стать чемпионом мира. Эту задачу Михаил с лихвой перевыполнил. Никому до него не удавалось завоевать золото в абсолютном первенстве в 21 год. После триумфа на ЧМ-1966 московскому динамовцу было присвоено звание заслуженного мастера спорта, а тренеры сборной назначили его капитаном команды.
Олимпийская драма в Мехико
На Олимпиаду-1968 в Мехико Воронин отправился за золотом в многоборье. Его результаты на международных соревнованиях за два года, прошедшие после чемпионата мира в Дортмунде, позволяли считать его фаворитом в самой престижной дисциплине спортивной гимнастики. Последним для Михаила в Мехико стало упражнение на коне. Все шло прекрасно, но в концовке он зацепился пальцем за трико. За эту помарку судьи сняли 0,3 балла. Впрочем, даже оценка в 9,5 балла практически гарантировала советскому гимнасту золото.
Его главный конкурент, японец Савао Като, завершал программу многоборья вольными упражнениями. Исполнил их отнюдь не безупречно. Максимум на 9,7-9,8 балла. Каково же было удивление советской делегации, когда на табло зажглось «9,9»! По сумме многоборья Като опередил Воронина на 0,05 балла. Утешением для советского гимнаста стали две золотые медали, завоеванные в опорном прыжке и на перекладине. Еще три серебра Воронин завоевал вместе с партнерами по сборной в командном многоборье, а также в упражнениях на брусьях и кольцах. Коварный конь утешил Михаила бронзой.
В Мюнхене на своей второй Олимпиаде Воронин на тренировке травмировал ногу. Было больно не только ходить, но и просто опираться на ногу. Однако подвести команду капитан не мог. Он вновь, как и четыре года назад в Мехико, завоевал серебро в командном многоборье и добавил к нему медаль такого же достоинства в упражнениях на кольцах. В 1973 году состоялись торжественные проводы двукратного олимпийского чемпиона из большого спорта.
Бизнесменам пришлось отступить
Оставив гимнастический помост, Воронин стал главным тренером ЦС «Динамо». С 1978 по 1983 год был одним из тренеров сборной, работал в федерациях спортивной гимнастики РСФСР и СССР. И все же главное место в жизни двукратного олимпийского чемпиона занимало родное «Динамо». Именно Воронин в самые трудные годы после распада Советского Союза сумел сохранить спортивную гимнастику на стадионе, где начинал карьеру.
Помните звучавшую из каждого утюга рекламу: «Если обувь вам нужна, на «Динамо» есть она»? В 90-е годы на «Динамо» можно было приобрести не только обувь, но и всё, чего душа пожелает. Спортивные площадки за гроши отдавались в аренду торговцам, развернувшим бурную деятельность в центре столицы, и только гимнастический зал напоминал неприступную крепость, к которой даже самые авторитетные бизнесмены не рискнули подступиться - Воронин не позволил. Сейчас в этом зале каждый год проходит традиционный Мемориал на призы двукратного олимпийского чемпиона Михаила Воронина.
***
Его первой супругой стала первая красавица сборной СССР по спортивной гимнастике Зинаида Дружинина, олимпийская чемпионка Мехико в команде. Они казались идеальной парой, но после завершения карьеры Зинаида пристрастилась к алкоголю. Не спасло семью даже рождение сына. Вторая супруга Воронина никакого отношения к большому спорту не имела. Всю жизнь проработала учительницей в обычной средней школе. С Михаилом она познакомилась в 1979-м, но официально они стали супругами лишь через 12 лет совместной жизни.
Воронин казался окружающим абсолютно здоровым человеком. Беспокоили иногда старые травмы, но это удел всех больших спортсменов. Все перевернулось летом 2002-го. Внезапно поднялась температура, сбить которую никак не могли. На обследовании в больнице был поставлен страшный диагноз: «онкология на поздней стадии». Сделанные операции лишь отсрочили неизбежное. В мае 2004-го на 60-м году жизни Воронина не стало.
Похоронен двукратный олимпийский чемпион на Ваганьковском кладбище. На этой неделе ему бы исполнилось 80.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.