ХРОНОГРАФ-2025
Для многих поколений болельщиков увлечение футболом начиналось с книги Льва Кассиля «Вратарь республики» и фильма «Вратарь». Собственно, сценарий и был переработан известным детским писателем в роман. В послевоенные годы Кассиль подарил экземпляр своей книги известному советскому голкиперу, а впоследствии - тренеру Анатолию Акимову. В дарственной надписи Кассиль назвал Акимова прототипом главного героя книги и фильма Антона Кандидова. Хотя литературоведы и киноведы подвергают эту версию сомнениям. В 1935-м, когда был закончен сценарий фильма «Вратарь», Акимов еще не был известен широкой публике. Слава пришла позднее.
В начале пути
Начиналась карьера Анатолия в клубе «Трехгорка». Отец будущего голкипера был страстным футбольным болельщиком и взял с собой сына на игру, когда ему было восемь лет. В составе «Трехгорки», проводившей матч чемпионата Москвы, парнишке больше всего понравился вратарь. С тех пор Анатолий всегда занимал место в воротах, когда играли школа на школу, двор на двор и даже переулок на переулок. Попасть на стадион вместе с отцом удавалось не всегда, денег на билет не было, и за игрой голкиперов «Трехгорки» Акимов наблюдал, забираясь на дерево.
Весной 1931 года старший тренер «Трехгорки» набирал игроков в детские команды. Акимова приняли, но место в воротах было уже занято. Пришлось поиграть на позиции инсайда, что помогло в дальнейшей карьере. В ту пору вратарей, умевших подстраховывать полевых игроков, в СССР было не так уж много. Только детская мечта была сильна. После тренировок в своей команде Анатолий оставался, чтобы позаниматься со старшими, и просил «постучать» по воротам. А еще Акимов защищал ворота гандбольной «Трехгорки». Тогда в ручной мяч играли на футбольных полях в формате 11х11.
Детская мечта Анатолия сбылась. Ему доверили позицию вратаря в пятой команде «Трехгорки». Тогда в чемпионате Москвы, да и других городов, все клубы выставляли по несколько команд. За несколько сезонов молодой вратарь прошел путь от пятой команды до третьей. В 1934 году перешел в команду табачной фабрики «Дукат», где стал основным вратарем первой команды. В том же году на стадионе «Трехгорки» стала тренироваться команда «Промкооперация», будущий московский «Спартак». Многие партнеры Акимова перешли в ряды «красно-белых» и порекомендовали своего одноклубника председателю тренерского совета «Промкооперации» Николаю Петровичу Старостину. Тот предложил молодому голкиперу поиграть за четвертую команду клуба.
Сегодня вряд ли кто-то из молодых вратарей на такое бы согласился, но Акимов посчитал, что «Промкооперация» - это перспективный вариант. Буквально после нескольких игр за четвертую команду его перевели в третью. При этом Анатолий успевал тренироваться и с первой командой, и в нескольких матчах подменял основного голкипера Ивана Филиппова. В 1935-м на базе «Промкооперации» был создан «Спартак». В первую команду пригласили голкипера Ивана Рыжова, а Акимов ушел на повышение во вторую. Правда, в нескольких матчах сезона сыграл и за первую, подменяя Рыжова.
Париж восхитился советским вратарем
Помните эпизод из «Вратаря республики», когда Антон Кандидов из второй команды «Гидраэра» подменил в воротах сборной Москвы травмированного основного вратаря? Современные болельщики, пожалуй, удивятся, но Кассиль дал ему фамилию Колосков. После этого матча карьера Кандидова пошла в гору, и он стал считаться непробиваемым. Вот и карьеру Акимова перевернул один матч.
В конце 1935 года сборная Москвы получила приглашение сыграть с одним из сильнейших профессиональных клубов Франции - парижским «Расингом». До этого наши команды мерялись силами только с рабочими коллективами. До настоящих профессионалов тогдашним советским футболистам было еще далеко, хотя и в описанные Кассилем трудовые биографии игроков «Гидраэра» мало кто верил. Зато слова директора завода «Магнето» о том, что футболисты лишь числятся на его предприятии, были вполне в духе времени.
Спортивные руководители придавали серьезное значение визиту сборной Москвы в Париж. В состав включили не только известных футболистов «Динамо» и «Спартака», но и молодых игроков вторых команд этих клубов. Так в Париж попал и Акимов. Уже в столице Франции тренеры решали вопрос, кому доверить пост номер один. Сомневались, что опытные Рыжов и Александр Квасников справятся с давлением и не допустят ошибок. Все-таки с настоящими профессионалами предстояло играть!
Возглавлявший делегацию Николай Старостин настоял на том, чтобы играл Акимов. Матч состоялся в первый день 1936 года. Для советских футболистов играть зимой было в диковинку. К тому же французы применяли тактическую схему W («дубль-вэ»), к которой москвичи были не готовы. Такую расстановку на поле в СССР тогда еще не знали, и форвард «Расинга» Роже Куар раз за разом оказывался один на один с Акимовым.
Никто бы не удивился разгрому московской сборной, но «Расинг» выиграл лишь 2:1. На следующий день после игры французская пресса восторгалась игрой Акимова, которого назвала человеком-угрем. Парижские журналисты поставили советского вратаря в один ряд с лучшими европейскими голкиперами. В СССР столь большого резонанса вратарские подвиги Акимова не получили.
После возвращения из Парижа Анатолий играл в хоккей с мячом за четвертую команду «Спартака» на позиции инсайда. Лишь весной 1936 года перед стартом первого чемпионата СССР по футболу среди клубных команд об Акимове заговорили как о звезде отечественного футбола. Перед товарищеским матчем «Спартака» с московским «Динамо» газеты расхваливали голкипера, а болельщики ждали от него выдающейся игры. Этот ажиотаж так сказался на Акимове, что он пропустил пять голов и покидал поле под оглушительный свист болельщиков «Спартака». Видимо, дедушек нынешних фанатов «красно-белых». Эту игру «вратарь республики» вспоминал как самую тяжелую в своей карьере.
Орден за победу над басками
Лишь в середине первого чемпионата СССР среди клубов тренеры «Спартака» вернули Акимова в ворота. Сначала в выездных матчах в Ленинграде и Киеве, затем позволили реабилитироваться перед столичной публикой. В 1936-м Анатолий вместе с одноклубниками завоевал золото по итогам осеннего чемпионата страны. По итогам сезона он был признан лучшим вратарем Москвы. Как раз в это время и вышла книга Кассиля.
До войны Акимов успел блестяще проявить себя в международных встречах. В 1937‑м в СССР проводила серию товарищеских матчей команда из Страны басков. Посланцев сражающейся против фашизма республиканской Испании с восторгом принимали во многих городах. Баски, имевшие опыт международных встреч, показали футбол европейского уровня и потерпели всего одно поражение - от московского «Спартака» со счетом 2:6. Эту игру Акимов провел на таком же уровне, как и встречу против «Расинга» в Париже. О том, какое значение придавалось этой победе, говорит тот факт, что спартаковцев наградили орденом «Знак почета».
В 1937-м в Антверпене проходила рабочая Олимпиада, которая должна была стать альтернативой Олимпиаде-1936 в нацистской Германии. СССР послал на эти соревнования представительную делегацию, включая футбольную команду. Ее костяк составили футболисты «Спартака», усиленные игроками киевского «Динамо», московских ЦДКА, «Локомотива» и «Металлурга». Последний клуб представлял в рабочей сборной легендарный Григорий Федотов. Правда, к финалу из-за травм не набиралось игроков на полный состав, и на поле вышли гимнаст Михаил Дмитриев и руководитель делегации Николай Старостин. На последнем рубеже, как всегда, надежен был Акимов. Сборная СССР стала чемпионом, победив в финале норвежцев.
Из «Торпедо» в ВВС и обратно
Стиль игры стража ворот «Спартака» был неброским, но надежным. Акимов точно выбирал место в воротах, одинаково хорошо отражал и верховые мячи, и удары в нижние углы. Он стал первым из советских вратарей, освоивших технику отражения мяча кулаками. Ее он подсмотрел у басков. После Акимова этот прием переняли и другие голкиперы. После матчей вратарь «Спартака» всегда анализировал свои ошибки. Он с интересом следил за футбольными новшествами и перенимал интересные находки других вратарей.
В войну Акимов работал на московском автозаводе, выпускавшем технику для фронта. Когда возобновился чемпионат СССР, экс-спартаковец занял место в воротах «Торпедо». Заводская команда не претендовала на победу в чемпионате СССР, но за ней закрепилась репутация грозы авторитетов. Автозаводцы регулярно побеждали сильнейшие московские клубы - «Динамо», «Спартак», ЦДКА. При этом могли «дарить» очки командам из нижней части турнирной таблицы. В чемпионате СССР 1945 года в составе «Торпедо» Акимов завоевал бронзу.
В 1949-м он сменил «Торпедо» на клуб ВВС, который болельщики называли «Ватага Василия Сталина». Менять команду Анатолий не хотел, но чувствовал себя обязанным Василию Сталину, который помог ему с лечением туберкулеза - устроил в лучший военный санаторий. Правда, у московского голкипера не сложились отношения с главным тренером ВВС Гайозом Джеджелавой, которого пригласил Василий Иосифович. Пришлось возвращаться в «Торпедо».
Осенью 1951 года над автозаводцами нависла угроза вылета из класса «А». В решающей игре благодаря блестящим действиям Акимова автозаводцы победили «Спартак» и сохранили место в элите. Сезон-1952 стал последним в карьере «вратаря республики». В 37 лет он решил, что пора уступать дорогу молодым.
Тренерские пути неисповедимы
К тренерской деятельности Акимов готовился заблаговременно, окончив школу при Институте физкультуры. Начинал в знаменитой школе ФШН, где работал вместе с Виктором Масловым. В 1958-м Акимова отправили поднимать футбол в Демократической Республике Вьетнам. В своих воспоминаниях он высоко отзывался о трудолюбии своих подопечных и положительно оценил опыт работы в Ханое.
Правда, работать приходилось в непростых условиях. Сборная ДРВ проводила лишь товарищеские матчи с соперниками из социалистических стран. К тому же тренерские решения необходимо было согласовывать с партийными функционерами. Состав на игру нужно было визировать у куратора, и иногда приходилось вносить изменения только потому, что какой-то футболист еще не был членом компартии Вьетнама. После возвращения в Москву Акимов получил от вьетнамского правительства орден Дружбы.
Почти год он проработал в чемпионате СССР с ереванским «Спартаком», выступавшим в первой группе класса «А». Оттуда Акимова пригласили в Ярославль. Местный «Шинник» играл тогда во второй группе класса «А», что не устраивало местных руководителей. Они поставили перед Акимовым задачу вывести клуб в первый, и она была выполнена за один сезон. Удивляться не приходится, ведь в Ярославль новый тренер пригласил восемь опытных футболистов, среди которых были и чемпионы СССР в составе «Спартака». За работу в Ярославле Акимову присвоили звание заслуженного тренера РСФСР.
Правда, в элите отечественного футбола «Шинник» задержался лишь на один сезон. Акимов перешел на должность начальника команды. Затем занимал аналогичный пост в горьковской «Волге». На протяжении долгих лет работал в отделе футбола Спорткомитета РСФСР. По воспоминаниям жены, тренерским успехам Акимова мешал его мягкий и деликатный характер. Супругой «вратаря республики» была многократная чемпионка СССР по легкой атлетике Наталья Петухова. Они познакомились в поезде, возвращаясь с соревнований, и до свадьбы встречались пять лет. Поначалу жили в коммуналке вместе с известными футболистами «Спартака». Расскажите об этом Угальде с Солари, не поверят!
Вратарь поделился секретами
Споры о том, был ли Акимов прототипом Антона Кандидова, не стихают по сей день. Две книги самого Акимова стали уже библиографической редкостью. После завершения игровой карьеры он активно занимался спортивной журналистикой. Анализировал игру вратарей и тактику команд. Печатался в «Огоньке» и «Вечерней Москве».
В 1953 году вышла автобиографическая книга «Записки вратаря», которая еще дважды переиздавалась. Она была предназначена широкому кругу читателей. В 1978-м вышла вторая книга Акимова «Игра футбольного вратаря», которая оказалась полезна специалистам. В ней экс-голкипер «Спартака» привел историческую справку о становлении вратарской школы, рассказал о вратарях, против которых доводилось играть.
В 1967 году, находясь в командировке в Чите по линии Спорткомитета РСФСР, Акимов тяжело пострадал в автомобильной аварии. Он сидел на переднем сиденье такси, водитель которого заснул за рулем. Машина врезалась в молоковоз. После этой аварии Акимов долго ходил с тросточкой и уже не садился за руль. В последние годы жизни Анатолий Михайлович тяжело болел. Врачи не сразу распознали онкологию.
Не стало «вратаря республики» в августе 1984-го. Он похоронен на Ваганьковском кладбище. На этой неделе футбольное сообщество вспомнит Акимова в связи с 110-летием со дня его рождения.
Борис ХОДОРОВСКИЙ