Во второй части интервью с Владимиром Крикуновым, который в минувшую среду отметил свой 75-летний юбилей, мы продолжили вспоминать его главные вехи в игровой и тренерской карьере.

В 30 лет говорили, что уже старый

- Вы никогда не жалели, что в 26 лет уехали в рижское «Динамо» из «Крыльев Советов»? Понятно, что, с одной стороны, Прибалтика по тем временам - почти Европа. Но пробиться оттуда в сборную было почти нереально, брали в основном игроков из московских клубов.
- Меня главный тренер «Крыльев» Игорь Тузик уговаривал задержаться. Но исполнилось уже 26 лет, а я к тому времени в армии не служил, все как-то убегал от этого дела. А было строго с выполнением священного долга каждого гражданина.
- Да, обойти сложно.
- Меня Тихонов, кстати, каждый год звал в Ригу, начиная с 18 лет, постоянно весной звонил: «Ну, как, еще не надумал к нам?» Помню также, что латвийский судья Иварс Пликшис, работавший на матчах Высшей лиги, всегда найдет момент, подъедет и напомнит: «По вам, молодой человек, скучает Рига!»
- Серьезный психологический прессинг.
- И так каждый год. Я, конечно, до поры до времени из этих сетей выворачивался, но 26 лет - срок! Тихонов опять звонит: «Ну что, отбегал? Что дальше? У тебя два пути осталось: или в тюрьму попадешь, или поедешь в армейскую команду».
- Выбор небогатый.
- Я тоже об этом подумал. И оправился в столицу Латвии… Кстати, раньше мог и в московском «Динамо» оказаться вместе с другими хоккеистами из Саратова - Емельяненко, Володей Семеновым. Мы уже сдали по два экзамена в высшее погранучилище, оставался последний. Но пришла директива Генерального штаба, запрещающая наш переход. Наставник «Кристалла» Роберт Черенков нашел в законе пунктик, что в 24 года нельзя призывать в армию через училище.
- Но от рижского «Динамо» уже было не отвертется.
- Да. Правда, Виктор Васильевич исполнил все, что обещал. Сразу дали трехкомнатную квартиру. Через год машину. В этом плане все нормально.
- Но Тихонов, который вас так долго ждал, вскоре сам был вынужден перебазироваться по армейской линии - в ЦСКА.
- Да, уехал через год.
- За собой в лучший клуб страны и мира не приглашал?
- Нет, я уже в Риге обжился. И возраст подходил... Тогда в 30 лет уже говорили, что старый.

Не был каким-то привередливым, не ждал суперконтрактов. Заинтересован во мне Нижнекамск - взял и поехал!

- Да, на пенсию пора.
- Помню, как Валю Козина убрали по этой причине из московского «Локомотива». Пришлось уехать в клуб из Подольска, в Первую лигу. Потом отменили это положение, и в 33 года он вернулся в воскресенский «Химик». До Нового года даже был лучшим бомбардиром чемпионата - при Мальцеве, Харламове, Михайлове, прочих звездах. Только потом его обошли... Поэтому в Риге я уже потихоньку готовился к завершению карьеры...
- На ваш тренерский выбор вроде как жена повлияла?
- Да, жена. И Владимир Юрзинов, который тренировал рижское «Динамо». Мы с ним часто время проводили по вечерам в беседах, когда жили на базе.
- Но тренерская карьера у вас началась в другом «Динамо» - минском. Сразу поняли, что выбрали правильную стезю?
- Ну, как-то так получилось. В Минске провел два года и на второй уже знал, что заканчиваю. Состоялся разговор с Василием Шкундичем - председателем динамовского общества, он предложил мне роль тренера. Сперва стал помощником Бориса Косарева, а потом возглавил команду - в 1985-м, мне шел 35-й год.
- Очень рано по нынешним временам.
- Отработал непрерывно 37 лет, без перерывов, до 72. Потом в московском «Динамо» был советником, а когда начался завал в питерском «Динамо», меня туда направили подмогнуть, поправить положение. И в принципе, мы тогда прошли отрезок с декабря по март по очкам в ВХЛ на первом месте.
- В плей-офф только не получилось.
- Да. В тот год «Ак Барс» рано вылетел из Кубка Гагарина и опустил в свой «фарм» - альметьевский «Нефтяник» - шесть человек, включая вратаря Ахтямова. Он сейчас в Кубке Гагарина выступал за казанцев.
- Такой непрерывный стаж - несомненный рекорд. В российский период с вами никто не мог сравниться, а в советский - только такие мэтры как Тихонов, Тарасов и Чернышев. Стечение обстоятельств или такая востребованность в ваших услугах существовала?
- Может, и востребованность... Когда получал приглашение, тут же начинал работать. Просто, наверное, не был в этом смысле каким-то особо привередливым, не ждал суперконтрактов. Заинтересован во мне Нижнекамск - взял и поехал! Десять лет там отработал - за три захода. А в общей сложности провел в Татарстане 13 лет. У меня хорошие отношения с президентом республики Миннихановым сохранились. Очень умный руководитель.

Самая сильная команда собралась на Олимпиаде в Турине. Должны были, наверное, все-таки выигрывать золото

- Как понимаю, вы никогда особых условий не ставили перед тем, как возглавить команду? Типа дайте мне в состав Гретцки или миллион долларов на усиление?
- Нет, конечно. В плане комплектации мы еще в Советском Союзе были приучены, что можно только трех человек взять со стороны. Что же касается тренерского штаба, то в Минске, допустим, работали вдвоем с Иваном Кривоносовым. Это сейчас только на лавке шесть человек стоит, а всего восемь. Тренер по вратарям, защитникам, нападающим, большинству, физподготовке… Да и по всему.
- Восемь человек - это не предел.
- А мы вдвоем управлялись... В московском «Динамо» при Харчуке мне помогал тренер по физподготовке, бывший конькобежец Иван Скобрев. И еще одного товарища пытались засунуть…. Я как-то пришел посмотреть, что он делает. Слышу: «Не люблю, когда кто-то наблюдает, привык самостоятельно работать». Спрашиваю, сам-то за результат команды отвечать будешь? Тогда не буду контролировать.
- Наверняка отказался.
- Да. «В принципе, могу обойтись и без тебя, и без второго тренера по физподготовке, - говорю. - Мы-то сами все делали, нам это не в диковинку». Это сейчас современные специалисты работают по принципу НХЛ - главный тренер только игру ведет, на все остальное есть помощники. Словом - развратили! Чуть ли не на каждого игрока по одному человеку обслуги.
- Самая сильная команда, с которой работали за эти годы?
- Трудно сказать. Наверное, самой сильной была российская сборная на Олимпиаде в Турине. Там все собрались: Дацюк, Ковальчук, Ковалев, Овечкин, Малкин... Должны были выигрывать золото. Выбили же тогда канадцев в четвертьфинале. Между прочим, это единственная победа над «кленовыми» в их сильнейшем составе - за последние лет 40. Ведь даже когда в Пхенчхане Олег Знарок золото взял, с родоначальниками хоккея наша команда не пересекалась.

Дацюк любил с шайбой повозиться. Возьмет ее и давай наворачивать - ему ворота и не нужны

- А если из клубов выбирать?
- Московское «Динамо» в локаутный сезон - 2003/04. Генеральным менеджером работал Титов, Шанцев помогал. У нас тогда было шесть пятерок практически одинаковых по уровню. Причем еще человек шесть уехало на Кубок мира осенью. Начали чемпионат без них и выиграли шесть матчей, пропустив всего две шайбы. А когда ребята вернулись из Северной Америки, то еле вытащили следующую встречу - 7:5. Сказал: «Эй, «сборники», чего приехали, у нас и без вас все хорошо получалось».
- Известно, что лучшее - враг хорошего.
- Я в тот сезон такую схему придумал. «Ребята, давайте так! Понятно, что все хотят выходить на лед. Но, если проигрываете свой микроматч, то вся пятерка следующую встречу пропускает». Только, когда к плей-офф подошли, пришлось выбрать самых лучших.
- Когда скажу, что ваш любимый ученик Дацюк, которому вы помогли начать большую карьеру, наверное, не ошибусь?
- Наверное, да. Хотя у меня и Сергей Федоров начинал в Минске. Овечкин год у нас провел в «Динамо», когда стали чемпионами страны. Но ничего особо с ними не делал, все эти ребята очень талантливые. Я понял, что главное им не мешать, не гнобить. Только чуть-чуть подправлять. Ведь тот же Паша Дацюк иногда так любил с этой шайбой повозиться. Возьмет ее, и давай наворачивать - ему и ворота не нужны. Нравилось парню покрутить, помотать, поболтать противника.
- Требовалось вовремя остановить.
- Да. Я говорил: «Паш, все хорош! Давай, заканчивай! Все-таки нам результат тоже важен...» Повторю: хоккеистов такого масштаба надо только немножко подправлять, а не как-то переучивать. Они же молодые, не все время растут вверх. Иногда падают вниз, потом опять поднимаются…

Овечкин - просто бык, мощный. С ним сталкиваться - себе дороже

- Уже в самом начале было ясно, что Федоров и Овечкин станут великими хоккеистами?
- Нет, конечно, ведь они совсем молодые. Федорову вообще только 17 исполнялось, когда у меня начал играть. Хотя выходил иногда в первом звене... Понятно, что перед тобой неординарный хоккеист, но предсказать, что он стопроцентно станет таким виртуозом, как Паша, или таким бомбардиром, как Овечкин, в начале пути трудно. Вот меня сейчас часто спрашивают: «Вы знали, что Александр будет столько забивать?»
- Трудно такое просчитать.
- Нет, было понятно, что станет снайпером, бомбардиром, но сколько конкретно забросит, сколько сезонов ему отведет здоровье… Когда в последние два года он к нам в «Динамо» приходил тренироваться летом, то было видно - просто бык, мощный. От Бога ему досталось столько здоровья или от мамы с папой... Но он сейчас в 39 лет по 40 с лишним голов забивает. Сейчас у него одна задача - выиграть еще один Кубок Стэнли. И еще годик провести в НХЛ, дальше рекорд обновить.
- Причем у Овечкина до нынешнего сезона и травм-то тяжелых не было. Уникальный случай. Особенно для НХЛ, где достаточно жесткий хоккей.
- С ним сталкиваться - себе дороже… Так двинет. Да и Паша Дацюк. Это на вид он такой щупленький, совсем не богатырь, но здорово владел телом. На встречном движении мог так дать, что люди из трусов вылетали.
- Трудно поверить.
- Помню, был такой защитничек Вова Свито из Минска. Мы играли тогда во втором дивизионе против его команды. Он попытался припечатать Пашу. А тот как дал: у парня и перчатки, и шлем, и клюшка - все улетело! Едет мимо нашей лавочки, а ему Кривоносов: «Ну что, Вова?» Он в ответ: «Бывает, Иван Саныч, бывает».
- А был ли игрок, от которого ждали, что точно станет супер­звездой, а в итоге ничего не вышло?
- Был и не один даже. Вроде, смотришь, должен выстрелить, а не вышло… Нужно, чтобы, как у Овечкина, все совпало. Талант, трудолюбие, генетика, здоровье, желание и правильное отношение к себе. А если у человека средние способности, да еще и бухает, чем-то злоупотребляет, то ничего не получится.
- Что бы вы себе самому пожелали на 75-летие?
- Главное - здоровье. Как говорят, кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет. Я не курю, но выпиваю... Лучше все-таки уйти без серьезных заболеваний. Иногда Бог посылает легкую смерть. Вот недавно бывший вратарь минского «Динамо» наклонился и тут же умер. Одна секунда! Не хочется мучиться, болеть в последние дни жизни.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Крикунов Владимир
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

27 апреля