Монолог о наболевшем. Как решить проблему лимита на легионеров и создать возможность для расширения РПЛ
Заслуженный тренер РСФСР, экс-главный тренер сборной России рассказал о проблемах юношеского футбола в стране и предложил пути выхода из кризиса.
Куда деваются 180 тысяч футболистов
Состояние детско-юношеского футбола в стране - тема не просто актуальная, она системообразующая. От того, как выстраивается работа этого звена, во многом зависит количество и качество игроков, приходящих в команды мастеров, а также результаты выступления наших команд в евротурнирах и сборных команд страны. Имея способное пополнение, мы сможем проще решать вопрос лимита легионеров в российском футболе и увеличения количества команд в РПЛ. Поэтому детско-юношескому футболу необходимо постоянное внимание, а не формальное рассмотрение каких-то отдельных недостатков, над которыми «предстоит поработать».
Сегодня в России 2208 учреждений, которые занимаются воспитанием юных футболистов, из них 199 являются чисто футбольными. В этих школах и академиях занимаются около 180 тысяч футболистов. Эти учебные заведения выпускают много игроков, однако в большинстве своём качество их подготовки соответствует лишь решению локальных задач.
Испанский подход
С группами юных футболистов у нас на начальном этапе работает совсем маленькое количество специалистов. В лучшем случае - два тренера. Я наблюдал за тем, как этот процесс строится в Испании, там с юношами работают сразу четыре тренера.
Что это дает? Эти тренеры развивают понимание игры, объясняют на деле, что такое футбол, вырабатывая практические навыки. Юным футболистам нужно как можно больше внимания. У нас же явно не хватает тренеров, как и времени на формирование устоявшегося навыка у юного футболиста. Здесь ведь - как в школе. Если я отец ребенка, то, конечно, будут спрашивать с учителей, почему он знает, что такое «Б», а что такое «А», не знает. Меня это будет волновать. А в нашем футбольном хозяйстве сегодня не так: то, что легко тренеру, то он и отрабатывает с детьми. А в результате пробелы остаются…
Выпускники многих школ плохо владеют скоростной техникой, ненадёжно действуют на максимальных скоростях, немногие из них владеют умением индивидуально обыгрывать в атаке, предпочитая этому эффективному действию игру в пас.
После ухода из большого футбола защитников из ЦСКА даже сборная России ощутила, что новое поколение игроков обороны недостаточно надёжно владеет навыками отбора мяча и позиционной игры у своих ворот.
Нужна своя философия
Проблема не только в невысоком профессиональном уровне тренерского состава, но и в отсутствии ответственности за содеянное. Ведь здесь не школа: отец не придет и не спросит.
У нас нет своей философии подготовки футболистов. Надо признать, что на это влияют некоторые объективные факторы. Речь - и о низком уровне заработной платы, и о слабой материально-технической базе.
В Испании всё строится иначе. Философия заключается в подготовке одного конкретного игрока. Если опять провести параллель с общеобразовательной школой, то в футболе мы же не целый класс должны выпускать, а одного Ломоносова. Мы же не юношескую команду будем продвигать дальше - нам нужны один-два игрока, которые раскроются на взрослом уровне. Именно за этих игроков тренеры должны получить деньги и за счет этого выстраивать свою жизнь. Оценка и оплата труда должны исходить из количества футболистов, подготовленных для команды мастеров, сборной страны. Это очень важно. А сегодня получается так: берет тренер мальчиков, тренирует, а проходит десять, даже тридцать лет, и выясняется, что ни одного человека он не подготовил для команды мастеров. Ушел на пенсию - и спроса с этого тренера никакого.
Подготовка футболиста - сродни строительству дома
Нужен бригадный подход. Один тренер должен оценивать, правильно ли всё сделал другой, кто раньше готовил ребенка. Ведь один человек не строит дом. Кто-то за фундамент отвечает, кто-то за двери, кто-то за окна. В футболе такой же подход нужен. Каждый должен быть профессионалом на своем участке. К сожалению, этого в нашем футболе нет.
Кержаковы рождаются не каждый год, но…
Мне задают вопрос: почему в «Зените» нет своих воспитанников в основном составе? Во-первых, многое зависит от таланта. Не каждый год рождаются Аршавины и Кержаковы. Во-вторых, важно, какие задачи решает команда в данный момент. В-третьих, кто у руля команды. Есть люди, которые не боятся ответственности и четко понимают характер футболиста. Сразу понимают, кто такой Аршавин, например. А есть те, кто работает только с большими футболистами, сложившимися личностями. Таким сложно разобраться, растет ли в юном футболисте Аршавин. Так что каждому воспитаннику необходим второй, третий, четвертый тренеры. Один из них должен видеть, растет ли Аршавин и через сколько лет он заиграет в основном составе. И быть при этом в диалоге с главным тренером команды! Это серьезная, кропотливая, очень важная работа. Должен быть конвейер по выращиванию футболистов до уровня основного состава.
Было бы здорово, если бы у наших топ-клубов были фарм-клубы, где продолжалась бы работа по подготовке футболистов. Допустим, школа подготовила игрока, но «Зениту» он не подходит, а ведь нужно получить деньги за эту работу, за подготовку. Те, кто не подходит сразу для решения больших задач, должны продаваться в клубы рангом ниже. И школа за это должна получать деньги. Это должен быть неразрывный творческий процесс - это очень важно.
О контроле за выплатой компенсаций
Вот сейчас принято решение о выплате компенсаций за подготовку игроков. Нужно строго следить за исполнением этого решения. Иначе тренер не будет заинтересован в подготовке футболистов для команд мастеров. Это должно быть на уровне государства. В Испании за подготовку игрока для топ-клуба тренер получает больше, чем за несколько месяцев рутинной работы. Поэтому тренерам в Испании интересно подготовить качественного игрока, а не выигрывать что-то командой в юношеском футболе. Оценивается клубом именно подготовка конкретного игрока. И в результате такой последовательной работы футболист попадает в основной состав «Барселоны» и его уже не надо переучивать, он четко представляет, что ему нужно делать на поле. Если такого подхода нет, то для чего работает тренер?
Не скажу, что у нас все плохо. Есть школы «Зенита», «Чертанова», «Спартака», «Локомотива», ЦСКА, «Рубина». Эти команды дают футболистов, но их явно недостаточно.
После решения ЦК КПСС наш футбол обогатился
Вот в 1984 году по указанию больших партийных руководителей в связи с неудовлетворительным состоянием дел в футболе были открыты 16 интернатов, 75 школ СДЮШОР, школы с продленным днем обучения. Для этого были собраны лучшие тренеры. И была конкретная работа. Четким был контроль за подготовкой тренера к занятиям. Если нет конспекта и подготовка примитивная, то тренера увольняли. Два или три раза в год проводили экзамены. Это заставляло тренера постоянно готовиться, работать. И если тесты не выполняются по технике, по физической подготовке, то работать тебе больше незачем. И никого не интересовало, какое место занимает твоя команда. Вот твой футболист не попадает в «девятку», а должен попадать по всем канонам - за это деньги платят.
И пошли футболисты, которые позже блистали в больших командах - Шалимов, Мостовой, Заваров, Гамула, Кирьяков, Саленко, Онопко… То есть тренеры понимали, что к ним могут приехать и уволить их в любой момент. И так появилась определенная группа специалистов, которая понимала ситуацию, понимала, как нужно выстраивать футбол. Тренер становился ключевой фигурой. Вспоминаю, как я пришел в ФШМ: работали Бесков, Маслов, Дементьев, Акимов, Царев - все заслуженные мастера спорта. Они могли дать не столько методическую начинку, сколько объяснить нюансы, принципы игры, потому что сами разбирались.
Считаю необходимым разработать и внедрить во всех школах и академиях тесты по физической и технической подготовке. Проводить их необходимо в виде спортивных праздников 2-3 раза в год. Результаты тестирования необходимы для получения информации о динамике подготовки игроков. Эти данные будут объективными ориентирами для дальнейшего построения учебно-тренировочного процесса.
Хочу, чтобы Широков и Аршавин работали с детьми
Сегодня необходимо привлечение в наш футбол специалистов, имеющих лицензии А, PRO, которые сегодня по разным причинам не работают, а также специалистов, ранее игравших в большом футболе и сборных командах страны.
Поэтому я бы очень хотел, чтобы сегодня Аршавин, Кержаков, Широков, Сенников занимались такой работой. А они пока сейчас больше рассказывают о футболе. Аршавин, Широков знают все нюансы игры. Родители футболистовв сразу бы повернулись к ним, потому что знали бы, кто будет работать с их детьми. А мальчики как были бы рады работать у таких мастеров! А сейчас тренирует подчас не пойми кто. Лицензию «С» можно получить за три недели. Разве такой специалист не испортит мальчика, который только пришел заниматься?
Ни один мальчишка не должен быть потерян
У нас сейчас много соревнований юношеских команд, но не особо серьезно государство относится к этим стартам. Каждое соревнование - это тест на готовность. Кто за этим наблюдает? Нам надо создать разветвленную сеть селекционеров. Ни один мальчик ни на одном соревновании не должен быть упущен, потерян. Он может играть в глуши, но кто-то должен его заметить и сказать: «Зенит», вы должны его взять».
Раньше было так: из 18 человек юношеской сборной в первой играют 11. Такая же связь существовала между молодежной и олимпийскими командами. Сегодня такой преемственности нет. Вот мы выигрывали юношеский чемпионат Европы. Где эти футболисты? Пропали почти бесследно. Значит, что-то не так. Селекционная работа не запущена. Поэтому наши сборные выступают далеко не так, как того требует ситуация. Мы можем проиграть посредственной команде, кому угодно. И не способны сегодня выигрывать у Германии или Франции. Вот говорят, что растут те, кого мы обыгрывали раньше. Австрия, например. То есть получается, они растут, а мы - нет? Остановились в развитии? Слышал такое объяснение: все научились играть в футбол. Будто учеба заканчивается потолком в два метра. Такого же нет! Идет постоянное движение вперед. Развиваются и Германия с Испанией, но и Австрия с Норвегией тоже. Все ищут свои ходы.
Бельгийцы сами выковали свое счастье
Возьмем Бельгию. В какой-то момент они почувствовали, что в их футболе плохи дела. И приняли директивное решение, что все юношеские команды в обязательном порядке играют в три нападающих, прессингуют на чужой половине поля. Это было сделано для того, чтобы вырастить хороших нападающих. И у них пошло! Сейчас мы видим, как играет сборная Бельгии в атаке, ее форварды очень ценятся во всем мире. Мы недавно прочувствовали их силу на себе. Вот это подход!
Тренера юношеской сборной нельзя увольнять за одну неудачу
Если мы сами не садимся за круглый стол и не говорим, что нам нужно сделать, то ничего не поменяется. Мы должны четко обозначить вертикаль от самой детской школы до сборной страны. Сейчас за неудачный результат могут уволить тренера юношеской команды. Я работал 19 лет тренером юношеских сборных. Несколько лет я только приобщался к познанию предмета - меня стал знать народ в стране. Звонил тренерам команд от Владивостока до Калининграда, они мне рекомендовали того или иного игрока. Если таковых не было, они несли передо мной ответственность. А сейчас тренера юношеской сборной выгоняют за неудачу в одном цикле.
Наши футболисты уступают сверстникам из Европы
Проблемы работы юношеских школ подтверждаются результатами выступления наших команд в юношеской Лиге УЕФА. Наши команды принимали участие в 7 турнирах, и результаты здесь совсем не впечатляющие. При вполне организованной командной игре во многих матчах наши футболисты уступали своим сверстникам в индивидуальном мастерстве. У соперников гораздо в большем количестве были игроки, которые в перспективе способны выступать на самом высоком уровне.
Мы как-то с Юрием Семиным смотрели матч юношеской Лиги чемпионов. И Юрий Палыч говорит: «Смотри, этого игрока можно уже сейчас брать, он будет возле основного состава». Это было сказано о футболисте зарубежной команды, которая приехала в Москву. А у нас все одинаковые. Мы не можем ничем похвастать, кроме организованной командной работы. Но ведь команда завтра развалится - юношам придется расходиться. В индивидуальном мастерстве мы пока уступаем. Надо засучить рукава и работать.
Монолог записал
Константин РОМИН.