Интервью с бывшим форвардом «Зенита» мы начали с обсуждения белорусского чемпионата, который, несмотря на пандемию коронавируса, продолжается. Кстати, именно в Белоруссии выступал в свое время Сергей Герасимец.

 

Лучшие уехали из чемпионата Белоруссии, средние остались

- Как вам нынешний уровень чемпионата Белоруссии? Нет ощущения, что местные клубы продолжают вариться в собственном соку, как это было весь постсоветский период?
- Сразу после распада Союза такого не было! Игроки моего поколения после отъезда из чемпионата Белоруссии были лидерами в своих новых клубах. Антонович - в ЦСКА, Яхимович - в московском «Динамо», Шуканов - во многих командах, где играл. За границей мы тоже были на ведущих ролях! Кульчий, Геращенко, Ромащенко, Гуренко впоследствии играли за национальную команду. За «Молодечно» играли Георгий Кондратьев и Игорь Гуринович. В Могилёве - Валерий Величко, потом Антонович и Скоробогатько - футболисты, которые забивали по 20 мячей за сезон. Я уже не говорю про систему минского «Динамо», включая Белькевича и Хацкевича! На этих исполнителях развивался белорусский футбол. А сейчас назовите мне хотя бы одного игрока в Белоруссии, сопоставимого по уровню с ними! Милевский? Так он за два месяца забил всего два мяча. Лучшие уехали, средние остались. Поэтому и варится сейчас белорусский футбол в собственном соку, с добавлением сомнительных и плохого качества иностранцев. Мы видим БАТЭ как флагман футбольной Белоруссии, и минское «Динамо», которое едва не вынесло «Зенит» из Лиги Европы. Однако в целом уровень игроков ниже среднего - в этом-то и вся проблема! В итоге мы видим футбол, на который практически не ходят зрители.
- Кому симпатизируете в белорусском чемпионате?
- Пристальное внимание уделяю минскому «Динамо» - всё-таки это мой бывший клуб, который мне не безразличен. Беспокоят постоянные перемены на тренерском мостике и в составе минчан. Слежу за БАТЭ, потому что на данный момент это сильнейшая команда. За брестским «Динамо» - чемпионом страны, там играют Милевский и Хачериди. За «Шахтёром» из Солигорска, потому что там работает Юрий Вернидуб, но пока эти две команды разочаровывают. При этом если первые туры старался смотреть более внимательно, то сейчас интерес возникает только к отдельным играм белорусского чемпионата.
- Не возникает желание поработать в Белоруссии?
- Сейчас уже год как у меня нет серьезной тренерской работы, до этого хотя бы на любительском уровне трудился. Поэтому готов взяться за любое дело. В том числе - в Белоруссии. Главное, чтобы были поле, игроки, задачи и работа.
- Белоруссия через матчи Лиги наций будет участвовать в борьбе за путевку на Евро-2020. Какими видите её шансы?
- То, что белорусы пробились, - это здорово. Завоевать путевку на Евро нелегко, но шансы есть. Как, впрочем, и у Грузии, которая их будет принимать. Северная Македония и Косово также питают какие-то надежды.

 

Проблема нашего футбола в том, что есть Премьер-лига, а всё остальное - отдельный разговор

- Перейдем к российским делам. Несколько клубов РПЛ поддерживают идею провести оставшиеся матчи чемпионата в четырех городах. Как относитесь к такому предложению?
- Во всяком случае, это лучше, чем проводить матчи при пустых трибунах. Правда, хозяева будут в выигрышной ситуации. И здесь спортивный принцип как бы уходит на второй план. Надо обсуждать, но возникает вопрос: как быть с остальными лигами?
- По-моему, это уже отдельный разговор…
- Так в этом и заключается проблема нашего футбола: есть Премьер-лига, а всё остальное - отдельный разговор. Мы забываем о том, что наше золотое поколение, включая Кержакова и Аршавина, вышло из вторых лиг, когда там был приличный уровень. Я сам играл с Аршавиным в одной ­команде под руководством Льва Бурчалкина. Ребята ездили по Великим Лукам, Ярцево и другим подобным регионам. Поездка в Тверь считалась фешенебельной. Однако игроки во втором дивизионе росли, хотя таких условий для тренировок, как сейчас, у них не было. Тем не менее ребята мужали, получали доверие тренеров и выросли в звездных, по российским меркам, игроков. А сейчас мы думаем только о Премьер-лиге, в которой зарабатывают деньги легионеры. Ну и, конечно, ведущие футболисты уровня сборной. Однако если такую политику и дальше проводить, то через несколько лет мы останемся с голым задом.
- Пока московские команды не ­уедут из столицы, чемпионат не возобновится…
- Пока Москва не придет в нормальное состояние, жизнь в России застынет. Поэтому все и надеются, что ситуация в столице переломится и нормализуется. Причем не только там, но и в других городах.
- От «Амкара» осталась база, еще не задействованная, «Мордовия», имеющая современный стадион, не играет в РПЛ. Почему бы туда кого-нибудь не заселить?
- У нас не трап к самолету подъезжает, а наоборот. Одна команда уже переехала на современный стадион. Было питерское «Динамо», стал ФК «Сочи». Полагаю, что команды нужно создавать в тех регионах, где есть традиции, чтобы местные власти помогали. Зачем развивать футбол, где на него не ходят? Если во Владикавказе на каждом матче по 15-20 тысяч собирается, то, может, стоит там реконструировать стадион и вложить в него средства? То же самое мы видим в Волгограде. Нужно не просто засовывать команды туда, где есть стадионы, а чтобы люди за них болели и заполняли трибуны. Программы создавать интересные. А в Саранске и Перми пускай болит голова у местных властей.
- Как вам идея, что нынешний чемпионат можно доиграть не летом, а осенью, после чего плавно вернуться к прежней схеме «весна - осень»?
- На мой взгляд, это нормальный вариант. Я всегда был сторонником того, чтобы чемпионат проводился именно по этой системе. Причем РПЛ еще можно понять: у футболистов при нынешней схеме розыгрыша шикарные условия - они имеют два отпуска в году, прекрасные стадионы, а руководители клубов наконец-то так научились составлять календарь, чтобы в декабре не играть в Екатеринбурге или еще где-то в холодных местах. Но ФНЛ и ПФЛ от этой системы страдают. Молодежь, которая должна расти, по полгода не играет в футбол. В отличие от той же Армении, где молодые футболисты это делают круглый год. А у нас по 22 игры за сезон. Куда это годится? Вспоминаю украинскую 6-ю зону второй лиги, в которой доводилось играть. Там было 28 команд и 56 игр! В этом плане возвращение на прежнюю систему стабилизирует ситуацию в нашем футболе.
- А вообще что нам дала новая система проведения чемпионата за эти девять лет?
- Руководители клубов и агенты хотели, чтобы у нас трансферные окна совпадали с Европой. В этом отношении они какие-то дивиденды получили. Однако в плане результата никакого плюса не вижу. В таблице коэффициентов мы уступили уже Португалии, хотя наш чемпионат сильнее португальского. Сборная при Черчесове в последние годы заиграла, но я не вижу здесь заслуги новой системы. Хорошо работает главный тренер, его штаб, который поддерживает атмосферу в команде. Преподносилось так, что «осень - весна» уравняет наши шансы с другими европейскими командами, но дошли до того, что ни одна российская команда не вышла в весеннюю стадию еврокубков. Такие вопросы должны решаться на конференциях. Не руководителями клубов, а прежде всего тренерами и президентами лиг. И выслушивать нужно мнение всех сторон. У нас же пошло разделение: ПФЛживет своей жизнью, ФНЛ - своей, а РПЛ летает далеко в облаках. Понятно, что заказывает музыку тот, у кого больше денег. Но такого быть не должно: необходима консолидация усилий, чтобы прийти к чему-то разум­ному, всех устраивающему. Полагаю, что футболистам и тренерам РПЛ абсолютно без разницы, по какой системе играть. Самое главное для них - это стабильность ситуации, хорошие условия для тренировок, игр и для достижения результата.

 

Ситуация форс-мажорная, но оптимальный вариант - всё же доиграть сезон

- Как в сложившейся ситуации доигрывать еврокубки?
- Многие страны находятся абсолютно в разных ситуациях. В одних запрещены матчи до 1 сентября, как в Нидерландах. В государствах, где люди больше всех пострадали от коронавируса, вряд ли сейчас кто-то думает о футболе. Сейчас самое главное - это безопасность. Всё будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация с пандемией. Есть страны, которые она меньше затронула. Мне представляется, что многие уже просто забыли о еврокубках.
- Ваша бывшая команда там тоже играет...
- Вы имеете в виду «Шахтёр»? Это я помню. И выглядит, кстати, прилично. Но прежде всего нужно покончить с коронавирусом, начать нормальную жизнь, а потом уже принимать какие-то решения. Вы вот поднимаете тему еврокубков. А ведь еще есть Лига наций и отборочный турнир чемпионата мира-2022. Одно зависит от другого. В Нидерландах решили чемпионат не доигрывать. Одна команда уже подала в суд на местную федерацию. Как видите, появляются конфликтные ситуации.
- Допустим, не все внутренние турниры будут доиграны. Кого делегировать в еврокубки на следующий розыгрыш? По результатам последнего чемпионата или текущего?
- Первый вариант отпадает сразу: что было, то уже закончилось. По текущему - еще куда ни шло, но можете себе представить, сколько будет споров? По «Зениту» не будет вопросов, потому что мало кому в европейских чемпионатах доводится иметь такое преимущество над соперниками. Разве что ПСЖ во Франции. В Италии, Германии или Испании подобного нет. Тот же «Краснодар», например, может заявить: почему, мол, не он второй? Или «Ростов»: по какому праву его не пускают в Лигу чемпионов? Недовольных будет много, поэтому здесь тоже не вариант. Решение напрашивается одно: нужно доигрывать чемпионат. Восемь туров - не такая большая дистанция. Пусть даже играя через два дня на третий, можно все завершить в течение месяца. Ситуация форс-мажорная, но оптимальный вариант - всё же доиграть сезон.
- А как быть с Кубком России?
- Сложно сказать. Я думаю, что первостепенной задачей будет закончить чемпионат. Ведь там много вопросов: кто вылетит, пойдет в переходные матчи, и так далее. Если возобновится ФНЛ, то там будет больше игр, чем в РПЛ. А это тоже может стать проблемой, поскольку команды из разных лиг к концовке должны подойти приблизительно в одно время. Правда, во время паузы после окончания чемпионата Премьер-лиги можно будет провести финал Кубка России, а затем сыграть и переходные матчи. Уверен, что в РФС есть люди, которые думают над этим и наверняка просчитывают разные варианты. Ситуация в России далеко не критическая, есть запас времени, которым мы располагаем.

 

На месте Кокорина я бы уехал за границу

- Перейдем к зенитовским делам. На Азмуна, по сообщениям европейских СМИ, претендуют «Наполи», «Севилья» и «Атлетико». Называются разные суммы, но какова, на ваш взгляд, реальная стоимость иранца? Нет ощущения, что в сложившейся ситуации цены на игроков вообще упадут?
- Последний вопрос - не из области футбола. Сейчас вообще нельзя сказать, кто сколько стоит и кто сколько может заплатить. Особенно на фоне того, что клубы договорились с игроками о снижении заработной платы. Конечно, кризис, в том числе - футбольный, на какое-то время продлится. Ну а то, что к Азмуну есть такой интерес, - так это прекрасно. В этом есть и заслуга клуба, и партнеров, и главного тренера, раз позволили его таланту так раскрыться. Если Сердар изъявит желание перейти в чемпионат, который сильнее российского, то я считаю, что ему надо в этом поспособствовать. Тогда выиграют все. Ну и наверняка появится кто-то другой на его позиции, ибо свято место пусто не бывает.
- Когда приглашают иностранца такого уровня, всегда хочется, чтобы он чего-то достиг. Не рано ли отпускать иранского форварда?
- Подобное приемлемо к таким игрокам, как Халк или Данни, - футболистам, по которым было видно, что они не просто высокого уровня, а сложившиеся звезды. Об Азмуне я такого сказать не могу: в «Рубине» он был средним игроком. Вспомните, сколько мячей он забивал. Своего рода «рабочая лошадка». По-настоящему иранец раскрылся именно в Питере. Почему у «Рубина» и «Ростова» не было таких предложений, который стали возникать сейчас? Потому что только в «Зените» Азмун начал показывать свой лучший футбол! Когда его брали в «Зенит», ни у кого не возникало мыслей о том, что это потенциальная звезда, с которой можно дойти до финала Лиги чемпионов.
С другой стороны, я согласен с вами в том плане, что зачем его продавать, если «Зенит» ставит самые амбициозные задачи? Идет столкновение интересов. У игрока есть хорошее предложение, за него дают большие деньги. Однако «Зенит» тоже хочет быть суперклубом и выиграть еще один еврокубок. Так что дискуссия возможна.
- Если продадут Азмуна, то нужно ли возвращать Кокорина?
- Почему бы и нет? Это будет вполне логично.
- Кокорин назвал пять вариантов продолжения своей карьеры. Один из них - «Сочи», но пока он не разговаривал с владельцем…
- А четыре остальных какие?
- «Зенит», «Марсель», «Лацио» и «Локомотив». Как видите, за него готовы заплатить несколько клубов...
- Я слышал, что еще «Рома» фигурировала в этом списке, как и другие итальянские клубы. Сами рассудите: на какое место среди них можно поставить «Сочи» по конкурентоспособности? Я думаю, что Кокорин так говорит из уважения к клубу, который возродил его как футболиста. Ну а вообще любой из этих вариантов возможен.
- А вдруг «Сочи» с Кокориным на зону еврокубков замахнется?
- Сочинцы еще не обезопасили себя от вылета. А попасть в зону еврокубков еще пять-шесть клубов хотят. Пока что для «Сочи» главное - не вылететь. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Ну и сами рассудите: одно дело - играть за «Сочи» в квалификации Лиги Европы и вылететь в первом же раунде. Другое - в групповом турнире Лиги чемпионов и быть «сеяным».
- «Локомотив», судя по всему, держит ситуацию на контроле…
- Здесь, как мне представляется, в «Зените» не захотят отдавать такого игрока своим конкурентам.
- Но он может уйти бесплатно свободным агентом…
- Если «Зенит» допустит, что Кокорин перейдет в «Локомотив», то железнодорожники по составу будут превосходить «сине-бело-голубых». Так что нас ожидает борьба менеджментов…
- Ну а если говорить о зарубежных перспективах Кокорина? Тот же «Марсель» под руководством Виллаш-Боаша проявляет к нему интерес…
- Я бы на месте Кокорина уехал за границу. В России он уже поиграл и многого добился. Итальянский чемпионат - один из лучших. Считаю, чем больше игроков национальной команды будет играть за границей, тем сильнее станет наша сборная.
- Кокорин не исключил вариант, что еще наденет футболку «Зенита», но посетовал: дескать, не всё в команде решает Сергей Семак…
- В такой команде как «Зенит» было бы странно, если бы тренер всё решал. Бюджет клуба не три рубля, а миллионы евро. Если бы Сергей Богданович был арабским шейхом и вкладывал в «Зенит» деньги, то и решал бы. Во всём мире так происходит, не только в России. Другое дело, когда некоторые вопросы всплывают, то это немного дискредитирует клуб, что является недоработкой менеджмента, но никак не Семака. Тем не менее возвращение Кокорина в «Зенит» - это хороший вариант как для футболиста, так и для команды.
Вадим ФЕДОТОВ.

Футбол «Зенит» ФК Герасимец Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января