Александр Алаев, президент РПЛ и вице-президент РФС, накануне старта сезона-2023/24 (матч за Суперкубок – это всё же больше точка предыдущего цикла, чем начало нового) дал большое интервью «Известиям». В нем он откровенно рассказал об отношениях с европейскими футбольными организациями в нынешних непростых условиях (с УЕФА контакты у РФС и РПЛ поддерживаются, с ЕПФЛ - Ассоциацией европейских профессиональных футбольных лиг - отсутствуют), и, естественно, ответил на вопросы, связанные с новым сезоном в РПЛ.
Предлагаем вашему вниманию отрывки, связанные с календарем турнира и системой проведения чемпионата страны.
- Вы говорили о проблемах с логистикой у некоторых клубов РПЛ в связи с тем, что точные даты и время начала матчей первых туров утвердили только за две недели до старта чемпионата. Не проще нам вернуться к системе «весна-осень», чтобы было достаточно времени на все сложные согласования между клубами календаря, которые бы при этом не мешали заранее составлять расписание матчей?
- Вопрос провокационный. Обсуждать тему перехода «весна-осень» – «осень-весна» я не буду. Но уверен, что в те годы, когда мы играли по системе «весна-осень», вопросов к календарю было не меньше. Вот 100%. Упростит возвращение к старой системе проведения чемпионата или нет составление календаря - вопрос сложный. Мы сейчас живем в тех реалиях, которые есть.
- Честно говоря, не помню, чтобы в те времена вопрос календаря так остро обсуждался.
- Вы не очень внимательно следили тогда за российским футболом.
- Я активно в нем работал в качестве журналиста в последние два сезона при «весне-осени».
- Я бы не стал проводить параллели между тогдашними и сегодняшними реалиями. Ситуация поменялась. Возьмите тот же Кубок России, в котором сейчас стали гораздо больше матчей играть. Календарь вообще уплотнился. Даже международный календарь откройте и посмотрите, каким он был больше 10 лет назад и сейчас. Совершенно другой. Понятно, что сейчас мы не играем в еврокубках и международных матчах сборных, но это нужно учитывать, если мы хотим туда вернуться в будущем.
- По-моему, 10 с лишним лет назад наши клубы примерно столько же матчей играли в еврокубках, что и перед нашим отстранением. Если, конечно, сами не вылетали на ранних стадиях. А в начале 2000-х было еще жестче, когда в Лиге чемпионов игралось по два групповых этапа.
- Ну это же касалось только одного-двух клубов. А в целом по количеству игр нельзя сравнивать ситуации. Некорректно.
***
Наша газета сейчас готовится освещать уже 27-й по счету чемпионат России («Спорт уик-энд» был создан в 1997 году). И всегда вопросы календаря стояли остро и волновали футбольную общественность. Если подвижки и были, то они зависели от персоналий руководителей. К примеру, с приходом Виталия Мутко стали заблаговременно составлять «скелет» нового чемпионата (вскоре после завершения предыдущего), а когда в РФПЛ работал спортивным директором Игорь Мещанчук, умели не дробить календарь на такое большое число кусков, как сейчас - хотя споры между клубами и тогда кипели жаркие из-за каждого лишнего дня отдыха перед принципиальным дерби.
А вот с системами «весна-осень» или «осень-весна» (как после 2010 года) трудности и сроки составления календаря точно не связаны. И вообще эта проблема (формата проведения чемпионатов) весьма раздута. Понятно, что если изоляция российского футбола от еврокубков продлится, то появится смысл вернуться к прежним срокам. А в системе УЕФА удобнее жить и функционировать по системе «осень - весна». Кто сомневается, пусть почитает газеты 70-80-х годов прошлого века, о том как Валерий Лобановский и его единомышленники воевали за переход и как их в этом поддерживали все самостоятельные футбольные журналисты в споре с Федерацией футбола СССР. В 90-е годы была взята пауза в этом вопросе – российский футбол пребывал в таком состоянии, что было всё равно, по какой системе проводить чемпионаты. А потом вновь возникла необходимость синхронизации расписаний ведущих европейских чемпионатов.
Самой главной проблемой при выборе систем был не календарь и даже не летняя пауза, которая всё равно существовала во время проведения чемпионатов мира и Европы, а то, что мы давали конкурентам более полугода форы. Наш чемпион вступал в борьбу не вскоре после завоевания титула (на пике формы), а порой уже в пору, когда терял ведущих игроков и порой даже боролся за выживание на финише следующего чемпионата. С участниками Кубка УЕФА подобные метаморфозы происходили еще чаще.
И сегодня самая главная проблема в российском футболе заключается вовсе не в системе проведения чемпионата.
Источник - «Известия»