Датчик кислорода (лямбда-зонд) выполняет важную фикцию косвенного контроля качества топливной смеси поступающей в двигатель. Выход из строя этого узла приводит к неоправданному увеличению расхода топлива, падению мощности двигателя и неустойчивой работе ДВС. Лямбда-зонд представляет собой гальванический элемент, в котором роль электролита выполняет керамика на основе двуокиси циркония. Величина ЭДС (электродвижущей силы) вырабатываемой датчиком зависит от разности концентраций кислорода на внутренней и наружной поверхности керамического элемента. Чем больше разность концентрации кислорода на поверхностях λ-зонда тем большее напряжение устройство вырабатывает. Основными неисправностями, требующими замены датчика кислорода, являются выход из строя чувствительного элемента, обрыв или замыкание нагревателя.

Порядок замены датчика кислорода

Замена лямбда-зонда одна их немногих операций, которую любой автолюбитель может выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи мастеров автосервиса.

В автомобиле может быть установлено 1, 2 или 4 датчика кислорода. Их количество зависит от марки авто, года выпуска и объема двигателя. Если диагностика показала, что нужно заменить λ-зонд установленный до катализатора (вверху), то он будет находиться на выпускном коллекторе под капотом автомобиля. Если замене подлежит запчасть, установленная за катализатором, то ее нужно искать на выпускном коллекторе под днищем автомобиля. В этом случае для получения доступа к детале потребуется смотровая яма, эстакада или подъемник.

Определившись с местом установки подлежащего замене датчика, можно приступить к его демонтажу. Для этого может потребоваться минимальный набор гаечных ключей и отверток. В начале нужно аккуратно снять электрический разъем с датчика а затем вывернуть λ-зонд из коллектора. Эту операцию можно выполнить с помощью рожкового ключа на 22. Если он расположен в труднодоступном месте, то в этом случае следует применить специальную удлиненную головку с продольной прорезью. Такие головки можно приобрести в любом магазине автозапчастей.

Операцию демонтажа датчика кислорода целесообразно выполнять после основательного прогрева мотора. Тепловое расширение коллектора позволит вывернуть его без значительных усилий.

Установку нового датчика выполняют в обратной последовательности. Прежде чем завернуть новый зонд на резьбовую поверхность необходимо нанести термостойкую смазку, медную или графитовую. При этом смазка не должна попасть на защитный колпачок датчика. При затяжке λ-зонда желательно контролировать прикладываемое усилие. Оно не должно превышать 45 Нм. При отсутствии динамометрического ключа зонд следует завернуть до упора, а затем ослабить затяжку поворотом ключа на угол в 30 градусов. Последней операцией будет подключение разъема.

Просмотров страницы: 137