В 19 веке по совокупности причин в России появилась новая сила - промышленное купечество. Набиравшее силу промышленное купечество (русские буржуа) стало править "балом" в Первопрестольной. Санкт-Петербург оставался надменной столицей Великой Империи, не допускавшей в свой "высший круг" бывших
"лапотников", пусть и обутых уже в дорогие сапоги. Там, в Петербурге было все – власть, искусство, культура и наука.

На фоне этого московские "нувориши" из фрондёрства, а не только из любви к искусству, обратились к "меценатству". Денег у них был избыток, а русский капитал в Европу не пускали. При этом следует признать значимость вкладов ряда этих "новых богатеев" в общенародную культуру, в её подъём. Так, Павел Третьяков был не только одним из таких "богатеев", но одним из самых значимых по своим деяниям предпринимателей того времени.

Этой его значимости не отрицали даже враги класса буржуа - "большевики". В годы Советской власти "Третьяковской галерее" названия не меняли - она не стала ни «Ленинской» и ни «Плехановской».

В 1854- 1855 годах Павлом Третьяковым были приобретены первые одиннадцать графических рисунков и девять картин "старых голландцев". В 1856 году им были приобретены два полотна - "Искушение", художника Шиледера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" кисти Худякова.
Принято считать, что покупкой этих двух картин было положено начало исторической жизни "Третьяковки". Для всенародного посещения галерею открыли в 1867 году под именем "Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых". Коллекционный фонд галереи к тому времени насчитывал уже 1276 живописных полотен, 471 листов графики и 10 скульптур русских мастеров. В фонд галереи также входили 84 живописных полотна иностранных художников.

"Третьяковская галерея" во все годы своего существования расширялась территориально, и её фонды хранения росли. К 1917 году фонды хранения произведений искусства насчитывали 4000 единиц, а к 1975 году - 55000 единиц. В настоящее время фонды хранения объединения "Третьяковская
Государственная галерея" превышают 100000 единиц предметов искусства. Многие картины из "Третьяковки", по их иллюстрациям и копиям, известны с детства всем жителям России, посещавшим детские сады и учившимся в школах. Однако смотреть иллюстрации, копии и читать словесные описания картин - суррогат действия, порождающий суррогат впечатления. Истинное
приобщение к искусству мастеров возможно только при созерцании подлинных их произведений.

Практически каждый из прибывающих в Москву туристов стремится посетить Третьяковку. Приехал ли он в cтолицу на машине, на Сапсане (https://moskva-peterburg.ru/), прилетел ли на самолете. У всех примерно один и тот же перечень достопримечательностей, которые достойны лицезрения.

Просмотров страницы: 94